Персональный сайт педагога Алексеевой Натальи Владимировны
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Маленький художник»Сетка НОД по изобразительной деятельности (рисование) П.Д.О. по изо - Алексеевой Н.В. на 2015-2016 учебный год.
1.Пояснительная записка Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: • развитие продуктивной деятельности детей – рисование; • развитие детского творчества; • приобщение к изобразительному искусству. Рабочая программа по рисованию для детей от 3 до 7 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка». Программой предусмотрено проведение: - диагностических занятий : во всех возрастных группах – 2( 1 – в начале учебного года, 1– в конце учебного года). - практических занятий : младшая группа - 16 занятий; средняя группа -16 занятий; старшая группа – 16 занятий; подготовительная группа -31 занятие. Цель программы: формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. Задачи обучения по направлению программы: Развитие продуктивной деятельности • Предметное рисование. Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги) . Совершенствовать техники изображения. Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, угольный карандаш, восковые карандаши и др.) . Побуждать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Знакомить с новыми способами работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою) ; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения) . Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально, учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др. Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.) Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный, Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.) . • Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план) ; передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.) . Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов) ; проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. • Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская и др). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. • Развитие детского творчества Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. Совершенствовать умение рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета. Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. • Приобщение к изобразительному искусству Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан «Золотая осень», «Март» «Весна. Большая вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Полдень», «Летом», «Сенокос», В. Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и др. Расширять представления о художниках -иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврика, Е. Чарушин и др.) . Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, с керамическими изделиями, народными игрушками. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.) . Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут. Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои. Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши) . Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Объяснять детям значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.) . Познакомить детей с историей и видами искусства; учить различать народное и профессиональное искусство. Формировать положительное отношение к искусству. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. Эстетическая развивающая среда. Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера) . Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями. Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.) . Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т. п. Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников основных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: Художественное творчество. Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искусство. Называет основные выразительные средства произведений искусства. Создает сюжетные и декоративные композиции. Театрализованная деятельность. Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов. Физическая культура. Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается: -ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; -осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений; -использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям. Музыка. Прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия. Коммуникация. Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей. Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов. 2.1. Содержание учебной программы в младшей группе детского сада.
2.2..Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности: рисование Младшая группа Сентябрь 1-я неделя и 2-я неделя – педагогический мониторинг. 3-я неделя. « Мой веселый, звонкий мяч» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с красками и кисточкой; рисование игрушек. Педагогические задачи: познакомить детей с красками и кисточкой; вызвать интерес к рисованию игрушек; формировать умение изображать круглые предметы (мяч); учить замыкать линию в кольцо и раскрашивать предмет круглой формы; упражнять в технике рисования гуашевыми красками; развивать глазомер. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.42 Октябрь 1-я неделя. «Однажды хозяйка с базара пришла..» (подгрупповое сюжетное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с овощами, предметами круглой и овальной форм. Педагогические задачи: продолжать знакомить детей с круглой и овальной формами; учить передавать особенности формы предмета в рисунке; рисовать по подгруппам; закреплять знания детей об овощах: название, форма, цвет, назначение; вызвать интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.46 3-я неделя. « Осень» (коллективное сюжетное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с осенью; рисование осенних листьев. Педагогические задачи: познакомить детей с признаками осени; вызвать эмоциональное отношение к образу; учить детей ритмично рисовать мазками листья в определенных местах (на деревьях, земле), использовать метод сотворчества; формировать умение создавать умение создавать образ природы коллективно. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.45
Ноябрь 1-я неделя. «Красивый полосатый коврик» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: декоративное украшение коврика. Педагогические задачи: учить детей украшать коврик, рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, правильно пользоваться краской: хорошо набирать краску на кисть, тщательно промывая ее; формировать умение рисовать краской аккуратно, не заходя на те места, где уже нарисовано; развивать восприятие цвета, закрепить знания о цвете. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.49 3-я неделя. « Разноцветные шарики для Винни – Пуха» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: рисование предметов овальной формы. Педагогические задачи: учить детей рисовать воздушные шары овальной формы красками; развивать чувство цвета, глазомер. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.51 Декабрь 1-я неделя. «Корм для птичек» (сюжетное рисование) Цель деятельности педагога: рисование корма для птиц в сюжетной композиции. Педагогические задачи: учить детей рисовать на целом листе, развивая чувство ритма; развивать мелкую моторику руки; формировать умения правильно держать кисть, соединять горизонтальные и вертикальные линии (кормушка); закреплять знание цвета (желтый), формы( круглая), величины (маленький), количества (много); воспитывать заботливое отношение к птицам. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.61 3-я неделя. «Праздничная елочка» (предметное рисование). Цель деятельности педагога: рисование и украшение пушистой нарядной елочки. Педагогические задачи: учить детей рисовать праздничную елочку; продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности; наглядно показать взаимосвязь общей формы и отдельных деталей (веток); формировать способы зрительного обследования предметов; развивать наглядно-образное мышление и воображение. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.63 Январь 1-я неделя. «Лопатка» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: обучение рисованию четырехугольного предмета и палочки; работа с гуашевыми красками. Педагогические задачи: познакомить детей с тем, кА рисовать предмет, состоящий из части фигуры четырехугольной формы и прямой палочки, правильно передавать его строение и пропорции; учить детей приемам закрашивания в одном направлении; закрепить умение промывать кисть и просушивать ее; развивать мелкую моторику , умение ориентироваться на листе бумаги; воспитывать в детях трудолюбие, желание помогать; Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.67 3-я неделя. «Разноцветный ковер» (пальцеграфия) Цель деятельности педагога: знакомство с красками; работа в нетрадиционной технике рисования. Педагогические задачи: продолжать знакомить детей с красками; учить рисовать с помощью пальчика; формировать умение рисовать пальцами любые линии от кляксы; вызывать у детей интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.68 Февраль 1-я неделя. «Самолеты летят» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: рисование предмета, состоящего из нескольких частей. Педагогические задачи: учить детей передавать в рисунке явления современной жизни, которые они имеют возможность часто наблюдать и которые их интересуют ( в небе летят самолеты), рисовать предметы, состоящие из нескольких частей, передавать образ предмета; закреплять умение проводить прямые линии в разном направлении; воспитывать интерес и уважение к российской армии. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.75 3-я неделя. «Российский флаг» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: рисование предметов прямоугольной формы; работа цветными карандашами. Педагогические задачи: учить детей рисовать предметы прямоугольной формы и аккуратно закрашивать их; вызвать интерес к празднику «День защитника Отечества»; активизировать в речи детей слова «армия», «флаг». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.77
Март 1-я неделя. «Цветы для мамочки» (поздравительные открытки) Цель деятельности педагога: создание картины в подарок для мамы на 8 Марта; знакомство с оформительским дизайном. Педагогические задачи: учить детей рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений ( венчик, стебли, листья); упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать маму. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.79 3-я неделя. «Красивые матрешки» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с русской народной деревянной игрушкой-матрешкой; украшение сарафана для нее. Педагогические задачи: познакомить с игрушкой матрешкой; учить различать матрешек по размеру; закрепить навык рисования красками, умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на всю поверхность бумаги; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, память, творческую активность, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к русской народной культуре, уважение к труду мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.82 Апрель 1-я неделя. «Лошадка» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с дымковской народной игрушкой; декоративное украшение лошадки. Педагогические задачи: учить детей рисовать кружки на заготовке, правильно держать кисточку, обмакивать в краску, ритмично наносить точки; закреплять знания об основных цветах дымковской росписи; формировать умения понимать выразительные средства изображения (яркий, светлый, цвета – желтый, зеленый), настроение, выраженное в народной игрушке, проявлять любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать предметы; воспитывать бережное отношение к народной игрушке, интерес к декоративно- прикладному искусству. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.85 3-я неделя. «Украсим город флажками» (коллективное предметное рисование) Цель деятельности педагога: рисование флажков разной формы; развитие чувства цвета и формы. Педагогические задачи: учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной ; уточнить представления о геометрических фигурах; развивать чувство цвета и формы; вызвать интерес к изображению флажков разной формы по своему замыслу. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.88 Май 1-я неделя. «Железная дорога для доктора Айболита» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: создание образ железной дороги; рисование длинных и коротких пересекающихся линий. Педагогические задачи: учить рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки; формировать умение правильно держать кисточку в руке, контролировать способы проведения прямых линий на бумаге; формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи. Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.90 3-я неделя и 4-я неделя - педагогический мониторинг. 2.3.. Педагогическая диагностика (мониторинг) Рисования детей 3-4лет. К 4 годам ребенок проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия; с увлечением занимается рисованием; проявляет интерес к изобразительной деятельности взрослых. Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности . Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами . Целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает созданные образы и композиции. Высокий уровень – ребенок охотно и с интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде и др.). Средний уровень – ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать вместе со взрослым или наиболее умелым ребенком. Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу; не выражает свое отношение к ее процессу и результату. 3.1.Содержание учебной программы в средней группе детского сада.
3.2.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности: рисование Средняя группа Сентябрь 1-я неделя и 2-я неделя – педагогический мониторинг.
3-я неделя. «Осеннее дерево» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: обучение рисованию дерева, его частей. Педагогические задачи: учить детей рисовать дерево, правильно закрашивать ствол; упражнять в умении передавать строение дерева, изображать основные и второстепенные детали; обращать внимание на конструкцию дерева (ствол, ветки, сучки, листья). Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.65.
Октябрь 1-я неделя. «Кисть рябинки, гроздь калинки» ( нетрадиционное модульное рисование) Цель деятельности педагога: ознакомление с деревьями и кустарниками, растущими в парках нашего города; рисование нетрадиционным способом. Педагогические задачи: познакомить детей с калиной и рябиной, растущих в парках и скверах родного города; учить рисовать кисть рябины ( калины) нетрадиционным способом ( ватными палочками); учить рисовать листок приемом ритмичного примакивания ворса кисти; закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь); развивать чувство ритма и цвета, расширять словарь детей. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.72 3-я неделя. «Рисование мультипликационного персонажа (Чебурашка)» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: учить рисовать знакомые образы героев мультфильмов; развивать художественные навыки. Педагогические задачи: совершенствовать умение рисовать образ героя мультфильма. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.76 Ноябрь 1-я неделя. «Колючий ежик» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с дикими животными. Педагогические задачи: учить детей рисовать ежика, передавая характерные особенности внешнего вида; учить рисовать туловище ежика, плавно изображать его очертания; развивать чувство формы; прививать интерес к диким животным. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.86 3-я неделя. «Салфетки для матери» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: рисование узоров на салфетках. Педагогические задачи: учить детей рисовать узоры на салфетках квадратной формы; показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме ( точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые); развивать чувство ритма и цвета. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.87 Декабрь 1-я неделя. « Снежинка» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Педагогические задачи: учить детей рисовать узор снежинки на заготовках шестиугольной формы; совершенствовать технику рисования концом кисти; развивать чувство формы и композиции. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.98 3-я неделя. «Новогодняя елочка» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: создание образа новогодней елочки; развитие творческих способностей и воображения. Педагогические задачи: учить детей рисовать праздничную новогоднюю открытку; познакомить с трудом художника-оформителя; формировать умение детей самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования открытки; умения оформлять открытку ритмом красочных мазков и пятен; воспитывать интерес к новогоднему празднику. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.102 Январь 1-я неделя. «Снеговики» (рисование по представлению) Цель деятельности педагога: рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках; декоративное оформление зимней одежды. Педагогические задачи: учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках, использовать приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды; воспитывать уверенность, инициативность. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.105 3-я неделя. «Новый дом» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: обучение передаче в рисунке впечатлений от окружающей жизни, правильному расположению изображения дома на листе. Педагогические задачи: учить детей рисовать дом, сохраняя его пропорции и относительную величину, рисовать контур предметов, не нажимая на карандаш сильно, аккуратно закрашивать рисунки; закреплять умение правильно держать карандаш, слитно рисовать линии. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.109
Февраль 1-я неделя. «Красивые салфетки» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы; создание гармоничного сочетания элементов декора по цвету и форме. Педагогические задачи: учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы; развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.122 3-я неделя. «Кружка для наших мальчиков» (предметное декоративное рисование) Цель деятельности педагога: вызвать у детей интерес к изготовлению подарков для своих сверстников своими руками. Педагогические задачи: учить детей украшать посуду разными способами, рисовать орнаменты и узоры на заготовках разной формы; развивать чувство композиции, технические навыки; формировать интерес к истории своей страны и семьи; воспитывать заботливое отношение к своим сверстникам. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.131 Март 1-я неделя. «Подарок для мамы. Весенний букет» (комбинированная техника) Цель деятельности педагога: знакомство с цветами; обучение навыкам создания цветочной композиции в комбинированной технике. Педагогические задачи: знакомить детей с весенними цветами, передавать информацию об их внешних признаках и ярких, характерных особенностях; развивать у детей умение осваивать способы, последовательность изображения весенних цветов и предметов с помощью комбинированной техники; воспитывать любовь и уважение к близким, стремление сделать подарок своими руками. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.133 3-я неделя. « Веселые матрешки» (декоративное рисование с натуры) Цель деятельности педагога: знакомство с матрешкой как видом народной игрушки; рисование матрешки с натуры. Педагогические задачи: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки; учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая формы, пропорции и элементы оформления одежды ( цветы и листья на юбке, фартуке, платке); воспитывать интерес к народной культуре. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.147
Апрель 1-я неделя. « Веселый клоун» (рисование по замыслу) Цель деятельности педагога: рисование фигуры человека в движении с передачей несложных движений и мимики лица. Педагогические задачи: учить детей рисовать фигуру человека с передачей несложных движений и мимики лица, передавать доступными графическими средствами характерные детали, делающие изображение выразительным. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение» Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.156 3-я неделя. «Рыбки в аквариуме» ( рисование по представлению) Цель деятельности педагога: закрепление знаний о рыбах; создание образов рыбок в аквариуме с помощью акварельных красок. Педагогические задачи: знакомить детей с обитателями аквариума, учить рисовать округлый предмет и аккуратно закрашивать его акварельными красками; формировать умение детей работать над деталями рыб: чешуей, плавниками, глазами и хвостом. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение» Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.169 Май 1-я неделя. «Божья коровка» (рисование по представлению) Цель деятельности педагога: рисование ярких выразительных образов насекомых. Педагогические задачи: учить детей рисовать яркие образы насекомых, создавать композицию на основе зеленого листика, вырезанного педагогом из бумаги; вызвать эмоциональный отклик на красоту природных объектов; совершенствовать технику рисования красками; воспитывать любовь и уважение к живому миру. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение» Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.177 3-я неделя и 4-я неделя – педагогический мониторинг.
3.3. Педагогическая диагностика (мониторинг) Рисования детей 4-5 лет. К 5 годам ребенок активно, с интересом изображает знакомые объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в рисунке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов. В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, характерные детали). Выражает свои представления, переживания, мысли доступными изобразительными средствами; проявляет эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства. Высокий уровень. Ребенок создает оригинальные, выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает оценки воспринимаемому в природе и в быту (красиво или некрасиво). Средний уровень. Ребенок интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством и выражает свое отношение доступными ему изобразительными средствами ;владеет практически навыками , но испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; обращается за помощью к взрослому и сверстникам. Низкий уровень. Ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в рисование лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к ее процессу и результату»; копирует чужие рисунки без особых изменений.
4.1. Содержание учебной программы в старшей группе детского сада.
4.2.Календарно - тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности: рисование. Старшая группа. Сентябрь 1-я неделя и 2-я неделя – педагогический мониторинг. 3-я неделя. « Вот эта улица…» (сюжетное рисование) Цель деятельности педагога: ознакомление с архитектурой как видом искусства, с правилами дорожного движения. Педагогические задачи: ознакомить с архитектурой как видом искусства; дать понятия «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец»; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, рисовать дорожные знаки; закрепить знания о ПДД, приемы рисования краской. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физическая культура», «социализация». Литература: Н.Н. Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр. 67 Октябрь 1-я неделя. «Винни-Пух» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: освоение приемов «оживления» персонажа в рисунке. Педагогические задачи: учить рисовать мультипликационного персонажа, используя приемы «оживления»; развивать творчество, координацию рук; формировать умение создавать красивую композицию с мультипликационным персонажем на листе бумаги. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физическая культура», «социализация». Литература: Н.Н. Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр. 83 3-я неделя. «Грибы для дедушки и бабушки» (коллективное предметное рисование) Цель деятельности педагога: ознакомление с грибами. Педагогические задачи: познакомить детей с грибами (съедобными и ядовитыми), их внешним видом, формой, цветом; учить рисовать съедобные грибы на общем фоне (для бабушки с дедушкой); воспитывать интерес к природе, дарам леса, уважение к людям пожилого возраста, желание заботиться о них. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.69
Ноябрь 1-я неделя. «Цветные зонтики» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с декоративным искусством. Педагогические задачи: учить детей создавать узоры на полукруге; систематизировать представления о декоративных мотивах; развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции, творческое воображение; побуждать самостоятельно выбирать узоры для украшения. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «социализация». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.92 3-я неделя. «Узорчатые полотенца» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: закрепление знаний о декоре. Педагогические задачи: учить создавать узор с помощью красок и кисти; развивать чувство композиции и ритма, цветовидение; формировать навыки работы с красками. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «социализация». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.100
Декабрь 1-я неделя. « Волшебные снежинки» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: построение кругового узора из центра, симметричное расположение элементов на лучевых осях. Педагогические задачи: учить строить круговой узор из центра, симметрично размещая элементы на лучевых осях и располагая узор в зависимости от формы листа бумаги, использовать в узоре прямые, округлые линии, формы, растительные элементы; закреплять умение пользоваться кистью. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.116 3-я неделя. « Елочные игрушки» ( предметное, декоративное рисование) Цель деятельности педагога: украшение нарисованной еловой ветки новогодними игрушками. Педагогические задачи: учить рисовать новогодние игрушки на еловой ветке; активизировать самостоятельность в выборе изобразительных средств; развивать чувство цвета и композиции; вызвать интерес к предстоящему новогоднему празднику. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.110 Январь 1-я неделя. « Дом моей мечты» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: ознакомление с видами жилых строений, особенностями профессии строителя. Педагогические задачи: учить ориентироваться в видах жилых строений, составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения; закрепить знания об особенностях профессии строителя, умение воплощать в рисунке свой замысел, изображая дом цветными карандашами. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физкультура», «социализация». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.125 3-я неделя. « Гжельские узоры» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: ознакомление с народным промыслом Гжели; обучение рисованию горшочков для цветов по мотивам гжельской росписи. Педагогические задачи: учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, составлять узор на полосе в форме трапеции, располагая в центре композицию из растительных элементов, по краям кайму, бордюр; развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физкультура», «социализация». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.137 Февраль 1-я неделя. « Комнатные растения- спутники нашей жизни» ( предметное рисование) Цель деятельности педагога: расширение знаний о комнатных растениях; обучение рисованию растений с натуры.. Педагогические задачи: закреплять знания о строении, вегетативном размножении комнатных растений, об уходе за ними; учить рисовать комнатные растения, передавать с помощью графических материалов особенности их внешнего вида, строение цветка, стебля, листьев; формировать технические навыки работы с карандашом. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физкультура», «социализация». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.135 3-я неделя. « Галстук для папы» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: изготовление подарка для папы своими руками. Педагогические задачи: вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров; учить декоративному оформлению галстука: рисование орнаментов и узоров на заготовке разной формы; развивать чувство композиции, технические навыки; воспитывать любовь и уважение к близким людям. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.153 Март 1-я неделя. « Веточка мимозы для мамы» ( предметное рисование) Цель деятельности педагога: ознакомление с натюрмортом; обучение рисованию весеннего букета. Педагогические задачи: учить рисовать цветок мимозы, создавая образ путем использования различных приемов рисования ( красками и кистью, ватными палочками); продолжать знакомить с натюрмортом; развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность; воспитывать любовь к маме, вызвать желание сделать ей приятное, заботиться о ней. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.157 3-я неделя. « Матрешки» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с историей народной игрушки; декоративное оформление матрешки. Педагогические задачи: ознакомить с историей и внешним обликом народной игрушки; особенностями росписи; учить рисовать растительный узор, используя восковые карандаши и акварель; вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.165 Апрель 1-я неделя. «Образ русалочки в сказке Х.-К. Андерсена» (сюжетное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с творчеством Х.К.Андерсена; создание художественного образа русалочки. Педагогические задачи: познакомить с мифологическим образом русалки; продолжать формировать умение работать с художественным произведением, с картинками художников-иллюстраторов, с композицией сказки на основе изобразительных техник; воспитывать любовь и уважение к творчеству Х.-К. Андерсена, к персонажу его сказки. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.176 3-я неделя. « Рыбки» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога: овладение свободным сочетанием разных изобразительных техник, способностью использовать элементы письма в оформлении рыбок. Педагогические задачи: учить самостоятельно и творчески отражать представления об обитателях морского дна разными изобразительными средствами- изображать рыбок в виде декоративного узора на вырезанном силуэте; воспитывать эстетическое отношение к природе. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.185 Май 1-я неделя. «Цветет сирень в саду» (предметное рисование) Цель деятельности педагога: знакомство с садовыми растениями, с картиной художника П. Кончаловского «Сирень в корзине»; создание образа сирени. Педагогические задачи: учить рисовать сирень, правильно располагать рисунок на листе бумаги, передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; воспитывать любовь и уважение к природе. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «чтение». Литература: Н.Н.Леонова «Художественное творчество по программе «Детство», стр.198 3-я неделя и 4-я неделя- педагогический мониторинг. 4.3.Педагогическая диагностика (мониторинг) Рисования детей 5-6 лет К 6 годам ребенок с увлечением рассматривает произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства; замечает красоту и гармонию в окружающем мире. Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки ( цвет, форму, пропорции), но и различные взаимосвязи между ними, а также выразить свое личное отношение. В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов. Успешно, самостоятельно и с интересом применяет освоенные художественные техники и способы для реализации своих творческих замыслов. Высокий уровень. Ребенок активно интересуется разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире. Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает эмоции; но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны. Низкий уровень. Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь при участии и активной поддержке взрослого; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.
5.1.Содержание учебной программы в подготовительной группе детского сада.
5.2.Календарно - тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности: рисование. Подготовительная группа. Сентябрь 1-я неделя и 2-я неделя – педагогический мониторинг. 3-я неделя. « Рисование дорожного знака «Впереди опасность!» (предметное рисование) Цель деятельности педагога : обучение передаче в рисунке формы предмета и его деталей. Педагогические задачи: учить соблюдать последовательность в работе; развивать умение сравнивать свой рисунок с изображенным предметом; воспитывать ответственное отношение к правилам дорожного движения. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», « чтение», «физическая культура», «социализация». Литература : Н.Н. Леонова « Художественное творчество по программе «Детство», стр.224 4-я неделя. «Права ребенка» (предметное, декоративное рисование) Цель деятельности педагога :обобщение знаний о гражданских правах и обязанностях , рисование декоративной рамки для документа. Педагогические задачи: обучение рисованию декоративной рамки для документа, составлению узора с использованием орнамента разного цвета и формы; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», « чтение», «физическая культура», «социализация». Литература : Н.Н. Леонова « Художественное творчество по программе «Детство», стр.82 Октябрь 1-я неделя. «Цветные зонтики» (декоративное рисование) Цель деятельности педагога :ознакомление с декоративным искусством, декоративное рисование зонтика. Педагогические задачи: учить детей создавать узоры на полукруге; систематизировать представления о декоративных мотивах; развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции, творческое воображение; побуждать самостоятельно выбирать узоры для украшения. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», « чтение», «физическая культура», «социализация». Литература : Н.Н. Леонова « Художественное творчество по программе «Детство», стр.73 2-я неделя. «Золотая осень» Цель деятельности педагога : закрепление знаний о богатстве и разнообразии природного мира; освоение и использование разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в художественных образах. Педагогические задачи: учить устанавливать связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи, работать в смешанной технике, используя разные приемы рисования, выделяя в своем рисунке главное; развивать интерес к пейзажу; закреплять знания об оттенках цвета листьев; обогащать словарь; воспитывать интерес к образовательной деятельности, бережное отношение к природе. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», « чтение», «физическая культура», «социализация». Литература : Н.Н. Леонова « Художественное творчество по программе «Детство», стр.76 3-я неделя. « Винни- Пух» (предметное рисование) Цель деятельности педагога : освоение техники рисования с использованием приемов оживления персонажа. Педагогические задачи: учить рисовать мультипликационного персонажа, используя приемы «оживления»; развивать творчество, координацию рук; формировать умение создавать красивую композицию с мультипликационным персонажем на листе бумаги. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», « чтение», «физическая культура», «социализация». Литература : Н.Н. Леонова « Художественное творчество по программе «Детство», стр.96 4-я неделя. « Город мой – любимейший на свете»(сюжетное, по представлению) Цель деятельности педагога : ознакомление с основными архитектурными сооружениями родного города. Педагогические задачи: знакомить детей с архитектурой как видом искусства; учить изображать архитектурные постройки родного города с помощью изобразительных материалов; формировать умение работать с гуашевыми красками; воспитывать любовь к родному городу. Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», « чтение», «физическая культура», «социализация». Литература : Н.Н. Леонова « Художественное творчество по программе «Детство», стр.94 Ноябрь 1-я неделя. « Посуда» (предметное, декоративное рисование) Цель деятельности педагога :обобщение знаний о посуде, рисование посу 4 февраля 2016 в 14:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.